БЛОГ РИГОПС

Российский парламентаризм: две палаты – одна история.

Часть 2. Государственная Дума. Исторические этапы становления.

Нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума Российской Федерации является важным элементом российского парламентаризма. Исторические традиции, которые берут свое начало от славянского Вече, были успешно продолжены в начале XX века. Современная Государственная Дума, которая ведет свой отсчет со дня открытия заседания первого созыва 11 января 1994 года, - это 450 депутатов, избранных по смешанной схеме: 225 по одномандатным округа и 225 по партийным спискам.

В наступающий 2021 год Государственная Дума вступает в новый этап своего развития: конституционные поправки, одобренные в ходе всероссийского плебисцита 2020 года существенно расширили полномочия нижней палаты Федерального Собрания. В частности, Дума получила право утверждать предлагаемую Президентом кандидатуру Председателя Правительства РФ, а также его заместителей, федеральных министров по представлению Председателя Правительства РФ. Исключение составляют министры, руководство которыми осуществляет Президент. 
Обращаясь к истории нижней палаты российского Парламента, становится очевидным, что создание Государственной Думы в начале XX века стало ответом политической системы того времени на бурные социальные протесты против тоталитарного администрирования и отсутствие прямого диалога между властью и обществом. Первый шаг в данном направлении был сделан 18 февраля 1905 года, когда Николай II анонсировал намерение ослабить бюрократическое давление и предоставить демократические свободы.

Однако принятый 6 августа 1905 года Манифест об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах депутатов спровоцировал всплеск протестных настроений, пиком которого стала Всероссийская октябрьская политическая стачка.
17 октября 1905 года Николай II подписал «Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка», который предусматривал выборы в Государственную Думу. Дума, учрежденная Манифестом, получила статус так называемой «нижней палаты», а Император не имел права принимать законы без одобрения Парламента.
Выборы в Первую Государственную Думу состоялись в феврале-марте 1906 года с достаточно жесткими ограничениями избирательного права по четырем куриям (разряд избирателей, образуемый разделением их на группы по сословному, имущественному признаку) землевладельческая, городская, крестьянская, городская, крестьянская, рабочая.

По итогам выборов 1906 года первая Государственная Дума имела следующий состав: Партия конституционных демократов – 176 мест, группа депутатов из крестьян и интеллигентов народнического направления «Трудовой союз» - 102 мандата, Партия социалистов-революционеров – 23 мандата, Российская социал-демократическая рабочая партия -18 мест, 33 члена польского коло, 26 мирнообновленцев, 14 беспартийных автономистов, 12 прогрессистов, шесть членов демократических реформ и 100 беспартийных.

Первое заседание Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года. Несмотря на то, что Парламент был существенно ограничен в полномочиях, депутаты сразу продемонстрировали свою готовность оказывать влияние на общественно-политическую обстановку в стране.

Главной темой работы Государственной Думы стал аграрный вопрос. В течение срока полномочий Парламента депутаты успели рассмотреть три законопроекта. Первыми проблему необходимости изменений землевладельческих отношений подняли депутаты от фракции "Трудового союза", которые внесли в Государственную Думу так называемый проект «104». Ключевое положение законотворческой новеллы - обеспечение равного для всех граждан права пользования землей. Данная норма радикально обновляла существовавшую на тот момент систему землевладельческих отношений.
6 июня 1906 года фракцией социалистов-революционеров был внесен законопроект, который предусматривал отмену частной собственности на землю и немедленную национализацию всех природных богатств. Однако Госдума большинством голосов отклонила этот проект.

Автором третьего законопроекта стала Партия конституционных демократов. В рамках новеллы предлагалось наделить крестьян землей за счет монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель. Однако большинство депутатов Государственной Думы не поддержали предложенные правовые новации. 20 июня1906 года Парламент заявил о необходимости сохранить собственность помещичьих земель.
Активность депутатов в земельном вопросе стала поводом для раздражения со стороны руководства страны. 9 июля 1906 года Николай II издал Манифест о роспуске Государственной Думы.
История Второй Государственной Думы была одной из самых скоротечных в дореволюционной России. Она просуществовала чуть больше ста дней (20 февраля – 3 июня 1907 года). С точки зрения законодательной работы Государственная Дума ничем примечательным не отметилась, увязнув в процедурных вопросах. 3 июня 1907 года Дума была распущена, после чего 55 депутатам было предъявлено обвинение в так называемом "Третьеиюньском перевороте". 
1 ноября 1907 года начала работу третья Государственная Дума проработала полный срок, предусмотренный законом – пять лет. По итогам выборов большинство в Парламенте сформировали представители центристских и «правых», консервативных партий.

Структура Государственной Думы имела черты современного Парламента: было сформировано порядка 30 комиссий по направлениям законотворческой работы, активно использовалась практика депутатских запросов, члены Госдумы имели право подать апелляцию с требованием к Правительству о предоставлении отчетов. Парламент имел мощный инструмент контроля за Правительством: внесенный кабинетом министров документ мог не рассматриваться депутатами без каких-либо дополнительных объяснений.
Следующий созыв или Четвертая Государственная Дума просуществовал почти четыре года с 15 ноября по 6 октября 1917 года.


Первая мировая война наложила заметный отпечаток на внутриполитическую ситуацию в стране, в том числе, на работу Государственной Думы. 25 февраля 1917 года Николай II подписал указ о приостановке заседаний до апреля.


27 февраля 1917 года членами Госдумы был образован Временный комитет, который взял на себя функции управления государством, сформировав Временное правительство.
6 октября 1917 года Государственная Дума прекратила свое существование.
В период с 1917 по 1991 годы высшим представительным органом власти в РСФСР был Всероссийский Съезд Советов, в период между его сессиями законодательные функции осуществлялись ВЦИКом, Всероссийским и Всесоюзным Советом, Верховным Советом РСФСР и СССР. В 1990 году была учреждена должность Президента и часть законодательных функций перешла к нему.


Новейшая история Государственной Думы ведет свой отсчет с 12 декабря 1993 года, когда состоялись первые Парламентские выборы постсоветской России.
Восемь избирательных объединений сформировали фракции в Госдуме первого созыва: «Либерально демократическая партия России» (64 места), «Выбор России» (64 места), КПРФ (42 места), «Женщины России» (23 места), «Аграрная партия России» (57 места), «Яблоко» (27 места), «Партия российского единства и согласия» (22 места), Демократическая партия России (14 места).
В течение срока своих полномочий депутаты Госдумы РФ приняли 461 закон, в том числе, закон об объявлении амнистии лицам, находящимся под следствием или содержащимся под стражей в связи с событиями 19-21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября – 4 октября 1993 года.


По итогам выборов 17 декабря 1995 года 5% барьер смогли преодолеть четыре избирательных объединения: КПРФ, «Наш Дом Россия», ЛДПР и «Яблоко».
Именно на период работы второго созыва пришелся пик правительственного кризиса. В период 1996-2000 гг. депутаты утвердили три кандидатуры председателя Правительства (1996 г. – Виктор Черномырдин, 1998 г. - Сергей Кириенко, Евгений Примаков, 1999 г. – Владимир Путин).

В 2000 году начала работу Государственная Дума третьего созыва. Знаковые законы, принятые Госдумой этого созыва - утверждение нового государственного флага, герба и гимна. 

В составе Государственной Думы четвертого созыва (2003 - 2007 гг.) были представлены: Партия «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, избирательный блок «Родина».
Ключевыми событиями законотворческой деятельности Государственной Думы четвертого созыва стали принятие закона о вводе пропорциональной системы и фиксация 7% проходного барьера на выборах в нижнюю палату российского Парламента. К знаковым законопроектам созыва можно также отнести отмену выборов глав регионов и переход на смешанную систему региональных выборов. Кроме того, продолжился процесс законодательного укрепления институтов гражданского общества, обновление и расширение правовой базы НКО.


24 декабря 2007 года в России прошли выборы в Государственную Думу пятого созыва. По итогам выборов в нижнюю палату прошли четыре партии: Партия "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, Партия "Справедливая Россия".

Депутатам Госдумы пятого созыва пришлось столкнуться с главным вызовом первого десятилетия XXI века - мировым экономическим кризисом, для преодоления последствий которого нижняя палата Федерального Собрания приняла значимый пакет законопроектов в поддержку отечественной экономики.

По итогам выборов в Государственную Думу 21 декабря 2011 года прошли четыре партии: Партия "Единая Россия", КПРФ, Партия "Справедливая Россия", ЛДПР. Это был первый состав Государственной Думы в новейшей истории России, который проработал пять лет.

Важнейшее событие работы Госдумы шестого созыва – создание правовых условий для воссоединения Республики Крым и города Севастополь с Российской Федерацией. Значимым для страны стал закон о введении прямых выборов губернаторов, а также поддержка Думой антикризисных мер Правительства.

В 2016 году (вновь после 2003 г.) выборы прошли по смешанной системе: 225 депутатов по партийным спискам и 225 депутатов – по одномандатным округам.
По заявлению спикера Государственной Думы седьмого созыва Вячеслава Володина, приоритетным вектором работы депутатов должны стать вопросы социально-экономического сегмента и реализация обозначены в «майских указах» Президента России 2012 года.